Лучевая терапия плюс химиотерапия - преимущество и для пациентов старшего возраста с глиомой
БЕРЛИН. Комбинация химиотерапии и лучевой терапии идет на пользу даже очень пожилым пациентам с глиобластомой. До настоящего времени на основании результатов генетического теста они получали химиотерапию или лучевую терапию. Одновременное проведение лучевой терапии в сочетании с Темозоломидом повышала выживаемость этих пациентов, - сообщает Немецкое общество радиационной онкологии (DEGRO) и Ассоциация нейроонкологии при Немецком обществе борьбы с раковыми заболеваниями (NOA).
В опубликованном исследовании говорится, что выживаемость без прогрессирования увеличилась с 3,9 до 5,3 месяцев, а общая выживаемость - с 7,6 до 9,3 месяцев (NEJM 2017;376:1027-37). Немецкое общество радиационной онкологии и Ассоциация нейроонкологии рекомендуют проводить химиотерапию и лучевую терапию независимо от возраста пациентов и поддерживают дальнейшие исследования важности биомаркера MGMT.
«До настоящего времени мы были очень сдержаны в данном вопросе».
«Большинство пациентов с глиобластомой уже перешагнули возрастной порог, составляющий 65 лет, когда у них была обнаружена опухоль головного мозга», - сообщают представители Немецкого общества радиационной онкологии и Ассоциации нейроонкологии в своей статье, посвященной публикации результатов вышеуказанного исследования. Операция, как правило, не является каузальной терапией. Лучевая и химиотерапия могут продлить жизнь пациента и, в большинстве случаев, улучшить качество его жизни. Тем не менее, такое лечение непростое, и побочные эффекты от лучевой и химиотерапии могут усиливаться.
«Поэтому до сих пор мы с достаточной сдержанностью предлагали пожилым пациентам лучевую терапию в сочетании с химиотерапией, тем более что у них часто имеются сопутствующие заболевания, которые могут ухудшить переносимость лечения», - говорит профессор Стефани Комбс, директор клиники и поликлиники радиационной онкологии и лучевой терапии при Техническом университете Мюнхена.
Эти опасения теперь развеяны результатами клинического исследования, проведенного в Канаде. В ходе данного исследования 562 пациента в возрасте от 65 до 90 лет после операции по поводу глиобластомы получали сокращенную лучевую терапию. Половина участников исследования помимо химиотерапии получала Темозоломид. «Хотя сочетание лучевой и химиотерапии усилило некоторые побочные эффекты, такие как тошнота и рвота, тем не менее, в целом качество жизни пациентов не пострадало», - отметила Комбс в докладе Немецкого общества радиологии и Ассоциации нейроонкологии.
Для большинства пациентов решающее значение также имеет то, чтобы опухоль как можно дольше подавлялась, и чтобы они смогли прожить дольше. Эти обе цели были достигнуты во время исследования. Выживаемость без прогрессирования увеличилась с 3,9 до 5,3 месяцев, а общая выживаемость - с 7,6 до 9,3 месяцев.
Вик: исследование, вероятно, изменяет рекомендации.
«Мы убеждены, что канадское исследование изменит положения рекомендательного характера в принципах лечения пожилых пациентов с глиобластомой», - сказал профессор Вольфганг Вик, медицинский директор неврологической клиники при Гейдельбергском университете.
Для Вика результаты исследования также устанавливают относительный характер другой распространенной практики. У всех пожилых пациентов перед началом терапии проведено исследование опухолевой ткани на предмет наличия в ней метилирования промотора гена MGMT. Это позволяет установить, какое лечение будет для пациента более эффективным - лучевая терапия или химиотерапия Темозоломидом.
Однако в канадском исследовании лучевая терапия улучшила результаты химиотерапии и у пациентов с неблагоприятным статусом MGMT, хотя и в меньшей степени, - сообщают представители Немецкого общества радиационной онкологии и Ассоциации нейроонкологии. Вик отмечает, что лечение пошло на пользу всем пациентов, хотя и в разной степени. «При реализации положений рекомендательного характера мы стали более осторожными, но мы по-прежнему рекомендуем проводить анализы, поскольку данные текущего исследования противоречат данным двух других исследований Ассоциации нейроонкологии и шведской исследовательской группы». Анализ на биомаркер MGMT следует проводить только в том случае, если лечащие специалисты хотят сделать на основании этого какие-либо выводы.
Открытым все еще остается также вопрос о длительности и доза лучевой терапии. В рамках исследования пациенты получали общую дозу облучения 40 Грей, распределенных более чем на 15 отдельных сеансов облучения. В Германии стандартом является доза 60 Грей, распределенная на 30 сеансов облучения.
По словам профессора Юргена Дебуса, главы Немецкого общества радиационной онкологии и медицинского директора клиники радиоонкологии при Гейдельбергском университете, сокращение длительности терапии до 15 дней является хорошим решением только для пожилых пациентов с худшим общим состоянием.
«Нам известно, что стандартная фракционированная терапия в данной ситуации эквивалентна гипофракционированной лучевой терапии, но мы не знаем, относится ли это также к комбинированной терапии», - сообщает глава Немецкого общества радиационной онкологии. «При уменьшении длительности лучевой терапии длительность химиотерапии также сокращается в два раза. Поэтому, если позволяет общее состояние пациента, не следует предлагать сокращенную форму терапии», - добавляет Дебус. Этот пробел в доказательствах должен быть закрыт в рамках дальнейших исследований.