Стереотаксическая лучевая терапия устраняет желудочковую тахикардию
Сент-Луис – Стереотаксическая лучевая терапия с использованием линейного ускорителя, который был разработан для прицельного лечения опухолей головного мозга, в ряде случаев, опубликованных в "Медицинском журнале Новой Англии" (2017; 377: 2325-2336) избавил пять пациентов от трудно поддающейся лечению желудочковой тахикардии. Одна из пациенток через три недели умерла от тромбоэмболии.
После инфаркта или кардиомиопатии может развиться образование рубцов, которые нарушают проведение возбуждения в сердце. Одним из следствий является опасная для жизни тахикардия. На сегодняшний день лечение тахикардии все чаще проводится в виде катетерной абляции, которое, однако, не всегда является успешным или не достигает области рубца. В таких случаях пациенты получают лечение с использованием имплантируемого кардиовертера-дефибриллятора (ICD), который устраняет тахикардию при помощи импульса тока.
Тем не менее, имплантация кардиовертера-дефибриллятора (ICD) не может устранить причину тахикардии, и у пяти пациентов, которых лечил врач-кардиолог Филипп Кукулич с медицинского факультета Вашингтонского университета в Сент-Луисе, штат Миссури (США), в течение трех месяцев наблюдалось в общей сложности 6 577 эпизодов тахикардии. Все пациенты перенесли безуспешную катетерную абляцию, медикаментозное лечения также не принесло успеха. Доктор Кукулич оценивал прогноз как неблагоприятный для пациентов и поэтому предложил им экспериментальную терапию.
Клиника имеет в своем распоряжении линейный ускоритель, который с высокой точностью может направлять электроны и на движущиеся мишени, такие как бьющееся сердце. Эти цели были локализованы у пяти пациентов во время желудочковой тахикардии, вызванной имплантированным кардиовертером-дефибриллятором (ICD), при помощи ЭКГ с 256 электродами. Благодаря использованию визуализационных методов, таких как магнитно-резонансная томография или однофотонная эмиссионная компьютерная томография, была получена дополнительная информация.
Целевые области размером от 17 до 81 мл за один сеанс облучались дозой в 25 Грей. Лечение длилось всего от 11 до 18 минут.
Излучение частиц разрушает клетки, повреждая ДНК. До момента отмирания клеток может пройти несколько недель. За этот «период гашения» у пациентов наблюдалось еще 680 эпизодов желудочковой тахикардии. После этого в течение 46 месяцев произошло всего четыре эпизода. По словам Кукулича, по сравнению с ситуацией до лечения это соответствует снижению на 99,9 процентов.
Таким образом, стереотаксическая лучевая терапия позволяет практически полностью излечивать желудочковую тахикардию, возникшую из-за кардиальных рубцов. Потенциальные риски возникают вследствие близости области облучения к чувствительным к излучению тканям, таким как миокард, проводящие возбуждение нервные пути, клапаны сердца, коронарные артерии, легкие, нервные связки и пищевод. Хотя линейные ускорители очень точны и, в отличие от обычных приборов для облучения, при их применении можно контролировать глубину проникновения излучения.
Первоначально у всех пяти пациентов лечение протекало без осложнений. Все они были выписаны из клиники через один-три дня после лечения. Имплантируемые кардиовертеры-дефибрилляторы не были повреждены, функция сердца была в норме, по результатам ультразвукового исследования не было обнаружено перикардиального выпота. Функция легких также была нормальной. Через три месяца после лечения по результатам КТ обнаруживались признаки пневмонита, которые, однако, впоследствии регрессировали, как уверяет доктор Кукулич.
Одна пациентка, 83-летняя женщина с фибрилляцией предсердий в анамнезе, умерла от инсульта через три месяца после лечения. Из-за ее возраста пациентка не получала пероральных антикоагулянтов, поэтому Кукулич склоняется к мнению, что ее смерть была обусловлена исключительно тромбоэмболическим событием вследствие фибрилляции предсердий, особенно учитывая тот факт, что после лечения функция сердца улучшилась, а количество приступов тахикардии снизилось на 82% .
Вероятность возникновения ущерба для здоровья в долгосрочной перспективе теперь должна быть проанализирована в рамках последующего исследования. Возможные последствия включают в себя хроническое поражение легких или индукцию раковых заболеваний, однако ввиду неблагоприятного прогноза при их заболевании сердца пациенты пошли на этот риск.